Культ Яхве. Жрецы

Культ Яхве. Жрецы
 Власть царей была слабой, после Соломона государство распалось на Израиль (на севере) и Иудею (на юге), но существовала связующая, интегрирующая сила, которой всё больше и больше становилась религия.

 Значительное влияние на поведение и умы людей оказывали жрецы, в особенности иерусалимского храма, а также храмовый культ Яхве, поэтому вполне справедливо время с возведения иерусалимского храма (в X в. до н.э.) до 586 г. до н.э. называют периодом Первого храма.  

Храм был центром не только религиозной, культурной, но и политической жизни. Наряду с ним долгое время существовали и иные святилища, но после реформ иудейского царя Иосии в 622 г. до н.э. иерусалимский храм стал центром и, возможно, единственным местом, где отправляли культ Яхве. Остальные святилища и культы других богов постепенно отмирали и исчезали. Однако пережитки политеизма ещё давали себя знать.

 586-538 гг. до н.э. – время вавилонского плена. В 586 г. до н.э. Иерусалим был захвачен войсками Навуходоносора, храм был разрушен. Утверждая своё господство, избавляясь от возможного сопротивления, вавилоняне уводят в плен жрецов, которые были символом единства и самобытности.

 С точки зрения отправления культа, период безликий, но исследователи считают его очень важным, с точки зрения составления канонической литературы. Известно, что древнейшие библейские предания появляются ещё на рубеже II-I тыс. до н.э. Первые записи текстов относятся к IX в. до н.э. Видимо, попав в вавилонский плен, лишившись привычного уклада, а также опасаясь утраты своих верований, иерусалимские жрецы занимались составлением свитков, которые должны были, при любом исходе, увековечить их верования. Записывались древние сказания, описывались обряды и история народа. Завершена эта работа была уже после возвращения из вавилонского плена.

 В 538 г. до н.э. Вавилония пала под натиском персов. Персидский царь Кир отпустил иерусалимских жрецов восвояси. После возвращения в 520 г. до н.э. был заново отстроен храм, начался период Второго храма. Это эпоха, когда окончательно были вытеснены политеистические пережитки, монопольное положение занял культ Яхве. Поклонение другим богам стали считать источником всех бед.

 Культ Яхве был максимально возвеличен. Получила реальное воплощение заповедь, запрещавшая упоминать имя бога всуе. Имени предавалось особое значение, его не рекомендовалось произносить даже во время молитвы. Возникло около семидесяти иносказательных наименований Бога. Самое распространённое среди них Элохим (Боги) – наименование во множественном числе как отголосок многобожия. Кроме того, согласно Танаху, использовали имена: Шем (Имя), Адонай (Мой бог), Шаддай (Всемогущий) и др.
Появился обряд обращения в религию, приобщения к культу Яхве – это обрезание для мальчиков, осуществляемое на восьмой день жизни.

Оставайтесь на связи с http://farniev.ru/

Ярлыки: