Религия. Версии происхождения.

 Недавно я писал о религиоведении, как науке. Так вот, в заключительном посте, я обещал рассказать про саму религию. И вот что получилось.

Слово «религия» широко используется в современном языке в самых разных значениях. Пытаясь выявить его истинную суть, исследователи анализируют этимологию данного термина. Известно три версии происхождения этого понятия. Все они сходятся в том, что термин (religio) пришел к нам из латинского языка и стал производным от глагола. 

Первая, по времени возникновения, попытка дать анализ слова «религия» принадлежит перу известного римского оратора и общественного деятеля Цицерона ( II-I вв.до н.э.). Его современники уже не могли в точности сказать, когда именно и в связи с чем стало употребляться слово. 
Однако Цицерон предположил, что оно произошло от глагола  relegere, обозначавшего «поклоняться, почитать, возвращаться, поворачивать назад и т.д.». Цицерон выбрал первые два значения и отметил, что римляне с древности поклонялись многочисленным богам, почитали души умерших предков. Вот это поклонение они и назвали религией

Итак, в определении Цицерона, религия - это поклонение кому-либо, чему-либо; отношение к чему-нибудь с особым почтением, уважением.  Оценку Цицерона называют взглядом на религию «извне», со стороны. 

От этой версии берут начало многие современные определения, констатирующие то, в чем религия выражается. Однако для большого количества верующих различных конфессий  суть религии концентрируется в ином. Они вслед за христианским богословом Лактанцием (III-IV вв.) полагают, что религия - это связь между человеком и Богом, между земным миром и небесным. 
Лактанций нашел в латинском языке глагол по написанию и звучанию не менее похожий на существительное «религия», чем  Цицероновский relegere. Это термин -  religare,- который в латыни означал «связывать, соединять». Точка зрения Лактанция – это взгляд на религию «изнутри», глазами верующего человека, для которого существование Божественного мира неоспоримо.

         Третья последняя версия принадлежит издревна существующим эзотерическим школам. Их представители обосновывают концепцию циклического развития мира и души. Они подчеркивают, что все религии в мире, по большому счёту, пропагандируют одни и те же ценности, содержат принципы общечеловеческой морали, ищут ответ на вопрос о смысле человеческой жизни. Религия даёт человеку нравственные ориентиры, ставит сигнальные знаки на его жизненном пути, помогает совершенствоваться духовно

Человеческая душа, с точки зрения эзотериков, это частица мировой души, и рано или поздно она вернётся к первоисточнику, к тому, от чего отделилась. Это возвращение сродни буддистской нирване, конечная и высшая цель существования.  Воззрения эзотериков позволяют им сделать вывод о том, что религия – это путь к  первоисточнику, это знания, которые помогают обрести духовное совершенство. Поэтому правильнее связывать слово «религия» с глаголом relegere, только не с первыми, как Цицерон, а с последними из его значений – «возвращаться, поворачивать назад».

         На этих трёх версиях происхождения и изначального значения термина «религия» строится огромное количество современных определений данного понятия. По существующим подсчётам на сегодняшний день встречается свыше двухста определений термина. В самом широком смысле слова религией называют - веру в сверхъестественное, волшебное, необычное.

       Хочу добавить, что  звучание слова отличается в разных языках, но во многих базируется на латинском корне - religio.  В языке изложения нашего пособия – русском – термин укоренился в XVIII веке, благодаря интенсивному культурному заимствованию, начавшемуся в результате реформаторской деятельности Петра I. До XVIII века употребляли слово «вера». 
На этой ноте, я заканчиваю свой пост. До связи на волнах http://farniev.ru/

Ярлыки: