Наука религиоведение. Часть 3


 Продолжаю рассказывать о науке религиоведение, которой  посвятил статьи: "Наука религиоведение. Часть 1" и "Наука религиоведение. Становление".

Итак, окончательное становление науки о религиях как самостоятельной академической дисциплины произошло в XIX веке. Это связано не только с большим количеством теоретических разработок, но и с открывшимся значительным фактическим материалом.  

Религиоведение развивалось параллельно с развитием  этнографии и лингвистики. Оформление этнографии привело к тому, что был собран значительный материал, касающийся, в том числе и религий, верований. Этот материал требовал обработки и самостоятельного изучения. Наряду с этнографией значительный вклад в развитие религиоведения внесла лингвистика. Именно лингвистические открытия подхлестнули интерес к религиям и культуре в целом, дали возможность изучать ранее неизвестные верования. 

Самое громкое открытие было сделано в 1822 г., когда Жан Франсуа Шампольон расшифровал древнеегипетские иероглифы при помощи Розеттского камня. К 1830 г. он перевёл ряд текстов, описал религию и мифологию Древнего Египта

Научная и широкая общественность смогла оценить насколько уникальна эта система представлений, с другой стороны, европейцы были удивлены, что в такой древней религии содержатся идеи, которые роднят Египет с более поздними цивилизациями и их формами верований, в том числе с христианством. 
Наряду с открытием Шампольона, другой значительный прорыв в языкознании – это расшифровка клинописи (письменности Древней Месопотамии) и перевод клинописных текстов во второй половине XIX века английскими исследователями Г.Роулинсоном и Д.Смитом. Д.Смит перевёл древнейшее литературное произведение в истории человечества «Эпос о Гильгамеше».

На стыке этнографии, лингвистики, философии, истории и  археологии в XIX веке сложилось религиоведение как самостоятельная научная дисциплина, необходимая для освоения фактического и теоретического материала, который был накоплен к этому времени. Для обозначения дисциплины использовалось выражение «наука о религиях». 

Впервые словосочетание «наука о религиях» встречается в названии ежегодника, издававшегося в Магдебургском университете в 1804-1806 гг.  О религиоведении как о самостоятельной дисциплине впервые было сказано в учебнике чешского автора Бернарда Больцано в 1834 г. Это был учебник по истории религии, написанный с позиций отдельной науки, которую Больцано называл «наука о религиях»

В середине-второй половине XIX в. наука стала популярной, и словосочетание «наука о религиях» прочно укоренилось во многих европейских языках. Во Франции это было связано с творчеством историка и филолога Эмиля Берну, который в 1864 г. назвал свою книгу «Наука о религиях». C его лёгкой руки термин утвердился во французском языке. Соученик   Берну, английский исследователь Фридрих Макс Мюллер (1823-1900 гг.), перевёл словосочетание на английский язык. Работы Мюллера в 60-70-е годы XIX в. были популярны далеко за пределами Британии. Он стал главным популяризатором термина в мире. Он же по праву считается одним из основоположников современного религиоведения.

К концу XIX века мы можем констатировать в Европе наличие отдельной науки, называвшейся «наука о религиях».  Оставайтесь на волнах http://farniev.ru/

Ярлыки: