Этапы религиозного и исторического развития Месопотамии


Этапы религиозного и исторического развития Месопотамии
 Отсчёт эпохи древних цивилизаций ведётся с 4 – 3 тыс. до н.э. с так называемой «городской революции». Это период, когда на Земле возникли первые города, государства и первые формы письменности – клинопись и иероглифы. Религии древнейших цивилизаций были политеистическими. 

Исторически первой цивилизацией считается Месопотамия, которая нередко именуется Междуречьем или Двуречьем, так как сложилась эта цивилизация в бассейне двух рек: Тигр и Евфрат. 

Древнейшую область заселения  назвали Шумером, отсюда наименование первого этапа в развитии Месопотамии. Именно здесь возникли первые города-государства: Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Аккад и другие. Сначала они существовали самостоятельно, позже объединились в единое государство. 

Культура и религия Месопотамии многослойна, принято выделять ряд этапов, каждый из которых преемственен по отношению к предыдущему, но обязательно вносит свой неповторимый колорит в общую картину развития региона.

Этапы религиозного и исторического развития Месопотамии:

I –й этап - 4 – 3 тыс. до н.э. – шумеро-аккадский период;
II – й этап - 2 тыс. до н.э. – вавилонский период;
III – й этап – с конца  2 тыс. до н.э. до середины 1 тыс. до н.э. – ассирийский период.

В VI в. до н.э. Месопотамию завоевали персы  и на её территории сложилось Древнеиранское государство. Вследствие завоевания и  ассимиляции самобытная древняя культура Месопотамии прекратила своё существование.

Первым этапом в развитии верований был шумеро-аккадский период (4 – 3 тыс. до н.э.). На этом этапе в регионе возникли города-государства, которые были теократиями во главе духовными лидерами – жрецамиэнами. Центром любого города был храм, изначально  являвшийся одновременно и амбаром, поскольку существовало поклонение хлебу как основе жизни. Позже стали возводиться собственно культовые сооружения – зиккураты. 

Зиккурат это ступенчатая башня. Строились храмы из самана – кирпича, вылепленного из необожженной глины. Храмы красили в - священные цвета – чёрный, красный, белый. Главным предметом в храме являлась деревянная статуя божества,  с которой обращались как с живым человеком – умывали, одевали, «кормили», развлекали. 

Храм обычно  посвящался конкретному богу. У каждого города был свой бог-покровитель. Например, бог Нергал считался покровителем города Куту, богиня Инанна – покровительница города Урука, бог Нанна – покровитель города Ура.  Однако со временем сложился общешумерский пантеон, в который вошли и многие городские боги как, например, вышеперечисленные.

На этой ноте, я заканчиваю данный пост. До встречи на http://farniev.ru/

Ярлыки: